Что такое обобщенная программа в музыке

Род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип Монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Читайте также:  1С запрос удалить пробелы

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271—349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Программная музыка" в других словарях:

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь

Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия

программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь

Читайте также:  Создание xdto пакета 1с

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана

программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Программная музыка — род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как источником муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики ( вальс , полька ) или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание.

Про­грам­мой мо­жет слу­жить за­гла­вие, ука­зы­ваю­щее на что-ли­бо вдох­но­вив­шее ком­по­зи­то­ра; бо­лее под­роб­ные про­грам­мы обыч­но пред­став­ля­ют со­бой литературный сю­жет.

В программной музыке ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся зву­ко­изо­бра­зи­тель­ность, кон­кре­ти­за­ция че­рез жанр. Раз­ли­ча­ют­ся кар­тин­ная (музыкальные кар­ти­ны при­ро­ды, народных празд­неств, битв и другие) и сю­жет­ная про­грамм­ность. Раз­ви­тие музыкальных об­ра­зов в сю­жет­но-про­грамм­ной му­зы­ке в той или иной сте­пе­ни от­ве­ча­ет кон­ту­рам сю­же­та (как пра­ви­ло, за­им­ст­во­ван­но­го из ху­дожественной литературы), по­рой да­ёт­ся лишь музыкальная ха­рак­те­ри­сти­ка основных об­ра­зов.

Читайте также:  Сталкер как сделать неубиваемую броню

В программной музыке ис­поль­зу­ют­ся приё­мы раз­ви­тия, по­зво­ляю­щие сле­до­вать за сю­же­том, не на­ру­шая соб­ст­вен­но музыкальных за­ко­но­мер­но­стей; сре­ди них – ва­риа­ци­он­ность (смотрите «Вариационная форма») и свя­зан­ный с ней мо­но­те­ма­тизм (ви­до­из­ме­не­ния од­ной объ­е­ди­няю­щей те­мы в круп­ных, в том числе цик­ли­че­ских, про­из­ве­де­ни­ях, не обя­за­тель­но про­грамм­ных), лейт­мо­тив­ные ха­рак­те­ри­сти­ки (смотрите Лейт­мо­тив), объ­е­ди­не­ние в круп­ной од­но­ча­ст­ной фор­ме при­зна­ков раз­ных форм, что ха­рак­тер­но для жан­ра сим­фо­ни­че­ской по­эмы.

Ис­то­ки программной музыки – в зву­ко­изо­бра­зи­тель­но­сти во­каль­ной и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки XIV-XVI веков [италянская кач­ча, французаское рон­до́ пе­рио­да ars subtilior (смотрите в статье «Арс но­ва»), шан­сон К. Жа­не­ке­на и другие].

Про­грамм­ность в соб­ст­вен­ном смы­с­ле бе­рёт на­ча­ло в эпо­ху ба­рок­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. Фа­ри­ны (сборник «При­чуд­ли­вое ка­прич­чио», издан в 1627 году в Дрез­де­не), А. По­льет­ти (сюи­та для кла­ви­ра «Вос­ста­ние в Ве­нг­рии», 1671 год), И.Я. Фро­бер­ге­ра, Г.И.Ф.Би­бе­ра, И. Ку­нау. Сре­ди про­грамм­ных про­из­ве­де­ний XVIII века: «Ка­прич­чио на отъ­езд воз­люб­лен­но­го бра­та» И.С. Ба­ха, цикл скри­пич­ных кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, кла­ве­син­ные ми­ниа­тю­ры Ф. Ку­пе­ре­на, Ж.Ф. Ра­мо. Ряд про­из­ве­де­ний программной музыки соз­дал Л. ван Бет­хо­вен: 6-я сим­фо­ния («Пас­то­раль­ная»; все час­ти име­ют на­зва­ния), увер­тю­ра «Ко­рио­лан» и другие.

Рас­цвет программная музыка в 19 в. свя­зан с ро­ман­тиз­мом, про­воз­гла­сив­шим об­нов­ле­ние му­зы­ки с по­мо­щью еди­не­ния её с по­эзи­ей; сре­ди об­раз­цов – «Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния» и сим­фо­ния «Га­рольд в Ита­лии» Г. Берлиоза, сим­фо­нии «Фа­уст», «К "Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии" Дан­те», симфоническая по­эмы «Тас­со», «Пре­лю­ды» Ф. Лис­та (ему при­над­ле­жит сам тер­мин «программная музыка»). Про­грамм­ность ро­ман­тического тол­ка свой­ст­вен­на симфоническим со­чине­ни­ям Р. Штрау­са, Я. Си­бе­лиу­са.

Круп­ный вклад в программной музыки вне­сли русские ком­по­зи­то­ры: симфоническая кар­ти­на «Ива­но­ва ночь на Лы­сой го­ре», фортепианный цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» М.П. Му­сорг­ско­го, симфоническая сюи­та «Шехе­ра­за­да» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, сим­фо­ния «Ман­фред», увер­тю­ра-фан­та­зия «Ро­мео и Джуль­ет­та», фан­та­зия для ор­ке­ст­ра «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» П.И. Чай­ков­ско­го и другие; программная музыка пи­са­ли А.К. Гла­зу­нов, А.К. Ля­дов, А.Н. Скря­бин, С.В. Рах­ма­ни­нов, Н.Я. Мяс­ков­ский, Д.Д. Шос­та­ко­вич.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector